В честь того, что сегодня меня (!) назначили (!!) ведущим (!!!) редактором по новому проекту, я тут же заказала себя корону с кристаллами Swarowski. Только не спрашивайте меня, куда я ее надену. Главное, что в момент заказа я чувствовала себя Хюррем из сериала «Великолепный век». Если вы, конечно, понимаете, что я имею в виду.
И еще по такому случаю решила написать пост про сценаристов.
Итак, вы захотели стать одним из них. Захотели? Для начала проверьте себя на трепетность: напишите рассказ или хотя бы пост и дайте на него ссылку на Правдорубе. Если вас обидел хотя бы один из комментариев к вашему шедевру, дальше можете не читать. И да, про «Оскар» за лучший сценарий тоже забудьте.
Если нет, то вот что будет дальше. Допустим, вы уже написали сценарий и какая-нибудь кинокомпания согласилась взять его в работу, -- то есть давайте перешагнем сразу же через примерно сотню ступенек, протиснемся через тысячу фильтров и сразу перейдем к главному.
Вы написали свой шедевр. А теперь его полностью переделают. Я повторяю: его перекроят, переиначат и при этом вытрясут из вас всю душу.
Сначала за вас возьмется редактор. С нежностью гестаповца он станет задавать вам миллион вопросов вроде «а в чем у вас тут сверхидея?» и обидно подчеркивать самые выстраданные фрагменты желтым, с комментарием «как-то неправдоподобненько». После этого вам пришлют редакторской анализ с заголовком «пара замечаний к тексту», состоящий из примерно девятисот крупных правок и трех миллионов мелких. Когда вы оспорите половину правок и исправите вторую, вам пришлют еще немного замечаний, а потом еще капельку...
читать дальшеИ вот, наконец, сценарий готов. Его уже можно показывать продюсеру и режиссеру. Начнем с последнего. Режиссер возьмет ваш побитый и искромсанный вдоль и поперек текст и напишет на его основе свою собственную версию. И сделает он это не потому, что ему непременно надо вмешаться (хотя, чего уж там, и поэтому тоже), а потому, что ему нужно понять – а как все это снимать? Сколько и каких камер понадобится в этой сцене, а сколько в той? Сколько будет съемочных объектов в этом фильме? А сколько людей? Какова длительность каждой сцены? Нужны ли каскадеры? В каком порядке будут идти эпизоды? Все это нужно заранее прописать.
После того, как с творческой частью покончено, нужно понять, вписывается ли шедевр в бюджет. Потому что продюсер понимает, что больше вот такой-то суммы за серию никак дать не может, а у режиссера в сценарии взрывы и голливудские звезды. Так что приходится садиться и решать, что (или кто) для истории важнее: самолеты или Том Круз. И если мы меняем Тома Круза, скажем, на Роберта Паттисона, то сценарий опять придется переписать. Не говоря уже о взрывах.
А потом, вы понимаете, приедет Роберт Паттисон, посмотрит на свои реплики и скажет: «Ну нет, я такое говорить в кадре не буду! Меняйте!». Так что сценарист опять – что? У-га-да-ли!
И вот вы спросите: ради чего это все? Зачем? Затем, что после всех этих мучений «Оскар» за вашего сына полка будут получать не они, а вы. Да-да, именно вы. А те, кто пытался переписать каждую строку вашей выстраданной рукописи, будут восторженно и немного завистливо хлопать вам из зала. Это если они – все-таки Роберт Паттисон. Потому что все остальные будут сидеть у своих домашних телеэкранов, пока вы на весь мир будете говорить: «Хочу сказать спасибо всем, кто...» и надеяться: а вдруг в списке тех, кого вы благодарите, промелькнет и их имя?