Конец тура, 2015
Посмотрела «Конец тура». Очень люблю в последнее время такое созерцательное кино — видно, это старость подкралась незаметно. Репортер The Rolling Stone Девид Липски едет в тур с писателем Девидом Фостером Уоллесом (автором романа «Бесконечная шутка»), чтобы взять у него интервью. Мне, конечно, сразу вспомнился фильм «Почти знаменит», где репортер The Rolling Stone едет в тур с вымышленной группой The Stillwater (на самом деле — смесь Led Zeppelin и The Eagles) и там понимает, что его кумиры — обычные люди, причем не особенно хорошие. В «Конце тура» - совсем другая история. Здесь на интервью встречаются писатель не особенно успешный и писатель, признанный гениальным, чей роман вошел в 100 лучших книг прошлого века по версии The Time. Фильм ужасно бессобытийный, просто два человека полтора часа разговаривают — в доме, в машине, в каких-то забегаловках. История длится пять дней, за которые писатели сближаются, ссорятся, мирятся, а потом расстаются навсегда, чтобы никогда больше не встретиться. Это все должно быть ужасно скучно, особенно когда они начинают говорить о том, что в головах у них лабиринты, которые не каждая девушка захочет пойти, а потому талантливые люди — такие одинокие. Но это не скучно, нет. Возможно, потому, что наряду с этими головными лабиринтами вскользь говорятся какие-то очень правильные вещи. Например, про то, что когда человек поглощен целиком каким-то делом, он начинает использовать других людей: приближать, когда они ему нужны, а когда не нужны — отталкивать. Но гораздо интересней то, что не говорится. Это очень актерская история, и там такие прекрасные Джесси Айзенберг и Джейсон Сигал, что за ними даже интересней наблюдать, когда они молчат. Вот особо успешный писатель и журналист приезжает к писателю-гению, чтобы взять у него интервью, а на самом деле — заглянуть в будущее, которого у него, скорее всего, не будет никогда. Будущее оказывается страшно одиноким: писатель живет в глуши с тремя собаками и каждую неделю меняет номер телефона, чтоб не донимали безумные фанаты. Журналист и очарован, и разочарован одновременно. Во всем, что он делает, читается: эх, вот бы мне на твое место, уж я бы не потратил время славы так бездарно! А писатель, такое ощущение, думает лишь об одном: как бы еще немного удержаться в реальности, где для него нет почти ничего интересного. Он тоже очарован своим собеседником. Кажется, еще немного — и он тоже научится получать радость от простых вещей: дружеского общения, походов в кино, встреч с девушками.
Но ни у кого из них ничего не выходит. У Девида-журналиста не получится стать гением, потому что он слишком привязан к реальности. У Девида-писателя не получится заземлиться. Они расстанутся, как будто так и не договорив чего-то важного, но со временем станет ясно — говорить им больше не о чем. Каждый увидит в другом того, кем никогда не сможет стать сам. Не самое приятное зрелище.